Горячая линия (812) 334-30-80



«Все затраты предприятия подтверждены результатами бухгалтерской отчётности»

28.07.2016

О том, почему часть расходов ГУП «ТЭК СПб» Комитет по тарифам считает «экономически необоснованными», рассказала начальник департамента по экономике ГУП «ТЭК СПб», «человек труда» по версии Комитета по тарифам, эксперт по тарифам, член Общественного консультативно-экспертного совета Комитета по тарифам Светлана Хаванова.

Светлана Хаванова

 

- Светлана Викторовна, на итоговом заседании Коллегии Комитета по тарифам Санкт-Петербурга было объявлено, что при подведении итогов деятельности крупных регулируемых организаций за 2015 год, часть расходов, о которых отчитались организации, были признаны Комитетом экономически необоснованными. Какие расходы ГУП «ТЭК СПб» относятся к «экономически необоснованным» и в каком объеме? 

 

- При рассмотрении результатов деятельности предприятия за 2015 год Комитет по тарифам Санкт-Петербурга  не признал  часть фактически произведенных затрат ГУП «ТЭК СПб» экономически обоснованными. Общая сумма экономически необоснованных по мнению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - КТ СПб, - прим. авт.) расходов ГУП «ТЭК СПб» составила 884млн рублей.

Основные статьи, которые по результатам 2015 года занимают значительную долю в составе не признанных Комитетом по тарифам экономически-обоснованных расходов: расходы ВЦКП – 254 млн.руб; убытки прошлых лет – 232 млн.руб.; расходы социального характера по Коллективному договору – 181 млн.руб; прочие расходы в объеме  216млн.руб. (объем расходов по каждой статье от 35 млн.руб. и ниже).

 

- Какими документами подтверждаются расходы предприятия?   

 

- В составе обосновывающих материалов к отчётным данным за 2015 год были направлены расшифровки затрат в разрезе договоров (с указанием реквизитов поставщиков и предмета договоров, информации о конкурсных процедурах), анализ счетов бухгалтерского учета в разрезе статей затрат,  договоры и первичная документация (копии счетов-фактур) по энергоресурсам, расшифровки по каждой статье затрат с приложением копий приказов, исполнительных документов и другие материалы.

Выбор поставщиков осуществляется ГУП «ТЭК СПб» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и регламентом формирования плана закупок товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб». По всем закупкам, по которым законодательно предписывается проведение конкурсных процедур, данные процедуры были проведены. Информация о конкурсных процедурах была представлена в Комитет по тарифам.

 

- Почему такие объяснимые расходы как расходы на услуги ГУП «ВЦКП ЖХ» Комитет по тарифам Санкт-Петербурга считает «экономически необоснованными»?

 

Расходы на оплату услуг  ГУП ВЦКП «ЖХ» начиная с 2 полугодия 2014г. исключены КТ СПб из состава тарифа ресурсоснабжающих организаций.

Согласно нормативным документам у комитета  действительно есть основания не включать данные расходы в тариф и, более того, постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 установлено, что данные расходы должны учитываться в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Но на сегодняшний день из состава тарифа данные расходы исключили, но в состав платы за жилое помещение эти расходы до сих пор не включены.

ГУП «ТЭК СПб» как и другие ресурсоснабжающие организации города продолжает пользоваться услугами Государственного унитарного предприятия ВЦКП «ЖХ». При этом, ни курирующими комитетами, ни Жилищным комитетом не найден альтернативный источник покрытия данных расходов РСО.

Расторжение договоров с ГУП ВЦКП «ЖХ» не представляется возможным, так как это остановит расчеты с крупными управляющими компаниями, приведет к обвальному росту дебиторской задолженности и, как следствие, к приостановке платежей по обязательствам ГУП «ТЭК СПб» перед поставщиками не только за оказанные услуги, но и за поставленные энергоресурсы (газ, вода, электрическая энергия). Проведенный анализ показал, что осуществление выставления счетов посредством ГУП ВЦКП «ЖХ» более эффективно с точки зрения процента собираемости, чем осуществление прямого взаимодействия с управляющими компаниями.

Иных собственных (внетарифных) источников на покрытие указанных затрат предприятие не имеет. Таким образом, расходы ГУП «ТЭК СПб» на услуги ГУП ВЦКП «ЖХ» не имеют источников финансирования, являются прямыми убытками, ухудшают финансовую устойчивость Предприятия. Осуществление работ (услуг) сверх средств, предусмотренных тарифным регулированием, ведет к дефициту денежных средств, требуется  привлечение кредитных средств на их оплату,  что еще больше усугубляет ситуацию.

Общая сумма расходов со 2 полугодия 2014г. по 2016 год составит 640 млн. руб. и в полном объеме влечет дефицит денежных средств.

Объем убытков за счет невключения при формировании тарифа затрат на услуги ГУП ВЦКП «ЖХ»  за 2015 год составляет  254млн. руб.

 

 

- Расскажите о других статьях расходов, которые Комитет по тарифам Санкт-Петербурга считает «экономически необоснованными»?

 

- Существенная статья расходов, не принимаемых КТ СПб как экономически-обоснованные, – это убытки прошлых лет, за 2015 год  их объем составил  232 млн. руб.

По данной статье в бухгалтерской отчетности отражаются перерасчеты и корректировки за предыдущие периоды выставленных счетов за тепловую энергию, осуществляемых  на основании:

- исполнения судебных актов. В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для организаций, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

- предоставление данных от ИКУ по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета за период с 01.03.2012 по 31.12.2014 и данных о временном отсутствии граждан в пределах срока исковой давности.  При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии ГУП «ТЭК СПб» определяет объем потребленного коммунального ресурса на нужды отопления и горячего водоснабжения методом  исходя из нормативов потребления коммунальных услуг  с учетом данных о количестве проживающих граждан, потреблении горячей воды по индивидуальным  приборам учета, общей площади жилых и нежилых помещений, а также  площади общего имущества в многоквартирном доме, представленных ИКУ. Часть ИКУ представляют вышеперечисленные сведения несвоевременно, в связи с чем возникает разница между начислениями ГУП «ТЭК СПб» и начислениями ИКУ. Требование ИКУ о перерасчете стоимости коммунального ресурса с учетом предоставленных данных в течение трех лет  (в пределах срока исковой давности) с даты фактического потребления тепловой энергии является обоснованным, что подтверждается судебной практикой, сложившейся в Северо-Западном округе.

- расторжения договоров теплоснабжения, аннулирования актов бездоговорного подключения и заключения / расторжения дополнительных соглашений к договорам теплоснабжения с сентября 2012 по декабрь 2014.   В связи с несвоевременным обращением абонентов с заявками о заключении договора, представлением  неполного комплекта документов для заключения договора процесс заключения договора/дополнительного соглашения затягивается. В результате ГУП «ТЭК СПб» вынуждено производить начисления в текущем расчетном периоде за предыдущие расчетные периоды.

Еще одна важная статья, на которую хочу обратить внимание - это расходы социального характера, осуществляемые по Коллективному договору. КТ СПб не принимает 181 млн. руб. по данной статье. 

В составе данной статьи учитывается:

- Оплата дополнительных отпусков (34 млн.руб.), что обусловлено п. 4.14 КД: работникам предприятия предоставляется дополнительный отпуск за условия труда в количестве 7 дней в соответствии с перечнем профессий и должностей, указанных в Приложении № 9.1 к КД;

- Материальная помощь к отпуску (114 млн.руб.),  что обусловлено п. 8.4 КД: поощрение к отпуску выплачивается один раз в год всем работникам предприятия за безупречную и добросовестную работу. Размер поощрения к отпуску определяется ежегодно работодателем совместно с профсоюзом, но не может быть менее 0,5 тарифной ставки (должностного оклада);

- Выплаты по коллективному договору (37 млн.руб.) - материальная помощь на рождение ребенка, смерть близкого родственника, оплата ритуальных услуг, юбилейные премии, пр. - п. 7.6.1., п. 7.6.2., п. 7.8., п.8.1., п. 8.2. КД.

- Отчисления во внебюджетные фонды (64 млн.руб.)

- Расходы, связанные с отчислением средств профсоюзной организации (12 млн.руб.) п. 9.9. КД: работодатель перечисляет денежные средства на расчетный счет первичной профсоюзной организации ГУП "ТЭК СПб" Межрегионального профсоюза СПб и ЛО работников ЖКО и СО на культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и социально-бытовую работу в размере 0,3% от ФЗП всего коллектива ежемесячно после расчета ЗП работникам.

- Прочие расходы,  в том числе  частичная компенсация работникам предприятия оплату путевок на филиале «База отдыха «УЮТ».

Объем средств, предусмотренный в составе тарифа по данной статье не покрывает выплат, обязательных к исполнению в соответствии с действующим Коллективным договором.

На предприятии действует профсоюзная организация. Более половины всех сотрудников предприятия являются членами профсоюза. На предприятии действует Коллективный договор, зарегистрированный Комитетом по труду и социальной защите населения. Поэтому не производить выплат, предусмотренных данным документом – это прямое нарушение законодательства и увеличение социальной напряженности в коллективе.

Помимо расходов социального характера, КТ СПб не принимает и часть произведенных расходов производственного характера в объеме 20 млн.руб.

Услуги производственного характера включают в себя работы по техническому обслуживанию оборудования: проведение пусконаладочных работ, технического освидетельствования и диагностики оборудования, экспертиза промышленной безопасности, обследование тепловых сетей и т.п.

Выполнение работ регламентировано нормативными документами: Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок; ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» № 116; Правилами подготовки и проведения отопительного сезона; Правилами устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов и проч.

Необходимо отметить, что по сравнению с аналогичным показателем за 2014 год, в  результате проводимых предприятием мероприятий по оптимизации расходов, удалось сократить расходы по услугам производственного характера в 2015 году на 34,2 млн.руб. (или на 17,2%). Дальнейшее снижение затрат по данной статье невозможно.

Для того, чтобы снизить затраты  (на 20 млн. руб.) до уровня, предусмотренного при тарифном регулировании, необходимо отказаться от экспертизы промышленной безопасности порядка 25 км тепловых сетей, что приведет к невозможности эксплуатации данных участков трубопроводов.

Неисполнение нормативных документов приведет к штрафным санкциям Ростехнадзора, а также может привести к приостановке деятельности Предприятия.

КТ СПб не принимает часть транспортных расходов (33 млн.руб.). Устранение дефектов осуществляется с использованием техники филиала «ПОСММ». Транспортные услуги являются услугами производственного характера, влияющими на обеспечение надёжного бесперебойного теплоснабжения потребителей.

В 2013-2015 годах филиалом «ПОСММ» была проведена работа по оптимизации и сокращению расходов на содержание автотранспортного подразделения, удалось сдержать рост затрат ниже темпов роста индекса потребительских цен – рост затрат в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил лишь 1,5 %.

Снижение расходов до уровня, предусмотренного тарифным регулированием,  возможно только в случае снижения объема реализации на 46 тыс. машино-часов.  Это составляет 3,8% от общего объема реализации за 2015 год или порядка 20 дней работы всего автомобильного транспорта и специальной техники Филиала тепловых сетей. С учетом статистики дефектов на тепловых сетях, порядка 250 дефектов не будут устранены в нормативный срок.

Есть и небольшие расходы, такие как информационные услуги, канцелярские расходы, расходы по гражданской обороне, расходы на содержание помещений, которые тоже не принимаются как экономически-обоснованные. Например, та сумма информационных услуг, которая принимается в состав тарифа, достаточна только на обязательный аудит, но это не значит, что ни программу Консультант или Гарант,  ни получение специальной гидрометеорологической информации предприятие не должно осуществлять.

 

- Правда ли, что неосуществление вышеназванных расходов может привести к нарушению законодательства?

 

- Да, это так. Сокращение расходов приведет к нарушению действующего законодательства в части Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, может привести к нарушениям в работе оборудования и выходу его из строя. Невыполнение в срок экспертизы промышленной безопасности производственных объектов, тепловых сетей и оборудования приведет к запрету их эксплуатации.

Невыполнение Коллективного договора, утвержденного межотраслевой профсоюзной организацией, приведет к конфликту с профсоюзной организацией, увеличит социальную напряженность среди работников, обращения в трудовую инспекцию.

Выполнение судебных решений (в том числе в части пересчетов выручки) обязательны к исполнению. В целом, снижение затрат до уровня, предусмотренного КТ СПб приведет к увеличению предписаний контролирующих органов, может повлечь за собой наложение штрафов на предприятие и должностных лиц.

 

- Так в чем же причина, почему при наличии подтверждающих документов КТ не принимает часть фактически произведенных расходов?

 

- По факту 2015 года доходы предприятия составили 27,5 млрд. руб., а расходы составили 30,5 млрд. руб. (необходимо отметить, что основное влияние на отрицательный финансовый результат оказало снижение объема реализации тепловой энергии в связи с более высокой температурой наружного воздуха).  Таким образом, по факту предприятие получило убыток по регулируемому виду деятельности в размере 3 млрд. руб. и только по одной причине ГУП «ТЭК СПб» не ушел в такой же дефицит денежных средств - не полное использование начисляемой амортизации. Если из суммы убытков, вызванных недополученными доходами вычесть сумму неиспользованной амортизации, то сумма убытка составит -531 млн. руб. Согласно действующим основам ценообразования, убытки полученные предприятием за отчётный год, должны быть приняты органом регулирования при установлении тарифа в следующих периодах регулирования.

В связи с социальной значимостью роста тарифа и политикой сдерживания устанавливаемых тарифов, Комитетом по тарифам на протяжении многих лет часть расходов предприятия признается экономически необоснованной только ввиду того, что расходы не были предусмотрены при установлении тарифа. При этом ГУП «ТЭК СПб» не превышает план финансово-хозяйственной деятельности, согласованный с курирующим комитетом, который предусматривает минимально-необходимый уровень расходов. Таким образом, признавая часть расходов предприятия экономически необоснованными, КТ СПб сводит к нулю сумму убытков предприятия, подлежащую включению в тариф в последующих периодах.

Именно данный фактор повлиял на то, что недополученные доходы 2011-2014 гг., которые в совокупности составили 1,5 млрд. руб., не были компенсированы предприятию через тариф, как это предусмотрено законодательством. И сейчас, учитывая, что недополученные доходы для предприятия бесследно не прошли и на предприятии сформировался дефицит денежных средств, который мы пока покрываем кредитными средствами, исполнительными органами государственной власти решается вопрос компенсации недополученных доходов предприятию через бюджет города.

 

 

- Как аргументирует комитет по тарифам свою позицию?

 

- Основные аргументы КТ СПб сводятся к необходимости проведения мероприятий сокращению расходов. 

Следует отметить, что ГУП «ТЭК СПб» ежегодно разрабатывает и утверждает программы снижения издержек, относимых на регулируемые виды деятельности. Предприятие ведёт работу по оценке и устранению основных операционных рисков и сокращению расходов по различным направлениям, в том числе в рамках следующих документов:

План мероприятий, направленных на повышение эффективности внутрихозяйственной деятельности, оптимизацию расходов, предотвращение убытков и дефицита денежных средств, а также получения дополнительных доходов. 

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

План мероприятий по снижению дебиторской задолженности и улучшению исковой работы.

За 2014 и 2015 годы проведены мероприятия по сокращению расходов и достигнуты весомые результаты по экономии от установленного КЭиИО плана финансово-хозяйственной деятельности. За 2014 год экономический эффект от реализации мероприятий составил 211 млн.руб. за 2015г. – 582 млн.руб. Следует учитывать, что сокращение условно-постоянных расходов – процесс не бесконечный, сократить до объема средств, предусмотренных тарифным регулированием невозможно без нарушения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми ГУП «ТЭК СПб» осуществляет основную деятельность.

 

- Светлана Викторовна, каково резюме нашей беседы?

 

- Подводя итоги, хотелось бы отметить, ГУП «ТЭК СПб» не согласно с результатами рассмотрения итогов деятельности за 2015 год. Расходы ГУП «ТЭК СПб» носят производственный характер и направлены на улучшение деятельности предприятия.

Фактически понесенные расходы предусмотрены согласованным Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению планом финансово-хозяйственной деятельности. Фактический объём затрат 2015 года по большинству статей соответствует аналогичным показателям прошлых лет. Все затраты, отражённые в отчёте экономически обоснованы и подтверждены результатами бухгалтерской отчётности.


Назад к списку новостей

Комментарии

Ваш комментарий