16.09.2019
Цифровизация на практике: ТЭК и «Ростелеком» договорились о внедрении IT-продуктов в работу предприятия
Облачный сервис и биометрия - в ближайшей перспективе
Генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Иван Болтенков и советник президента ПАО «Ростелеком» Антон Мау приняли участие в совещании по вопросам цифровизации деятельности теплоэнергетической компании.
Речь шла о внедрении цифровых продуктов телекоммуникационной компании в работу ТЭКа. Корпоративные сервисы «под ключ» позволят связать воедино разрозненные элементы управления на предприятии, автоматизировать рабочий процесс и оптимизировать трудозатраты и расходы предприятия.
Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать создание облачного сервиса с техподдержкой 24/7, специализирующегося на хранении больших объемов данных в электронном виде. Использование платформы приведет к сокращению бумажного документооборота, а в перспективе – к полному переходу на электронный формат работы.
К такому облаку можно будет подключить как потребителей, так и сотрудников компании - с разными уровнями доступа. Арендовать цифровые мощности можно будет на пятилетнюю перспективу с возможностью дальнейшего апгрейда.
Стороны также обсудили использование биометрической верификации при переходе на прямые расчеты с жителями за поставляемое тепло. Напомним, на сегодня ТЭК в целях не наращивания дебиторской задолженности потребителей перешел на прямые расчеты в обход частных управляющих компаний почти с 500 домами в разных районах города. Опция распознавания по голосу или лицу может в 6-7 раз ускорить обслуживание абонентов, а также быстро идентифицировать их при звонках в колл-центр и повысить безопасность внутри предприятия. Иван Болтенков назвал данный проект перспективным для ТЭКа.
«Количество уникальных абонентов будет расти лавинообразно в связи с переходом на прямые расчеты. В тестовом режиме мы готовы обкатывать эту инновацию как при работе с жителями, так и внутри компании», - отметил руководитель ТЭКа.
Потенциальный интерес руководства ТЭК вызвала цифровизация энергоэффективности. С помощью новых технологий предприятие в перспективе сможет сократить энергопотери. Система автоматизированного учета, включающая мониторинг работы приборов учета потребителей, может в реальном времени считывать параметры с датчиков температурного режима и давления, установленных в тепловых камерах и на сетях. Умная технология поможет вычислить, какой именно объект в цепочке «энергоисточник – потребитель» вызывает разбалансировку системы, то есть разницу между поставленной и полученной тепловой энергией. Это необходимо, чтобы избежать перегрева или недогрева горячей воды, сообщил директор проектного офиса «Энергоэффективность» Дмитрий Шакиров.
Общие усилия также могут быть направлены на проект интеллектуальной диспетчерской, неотъемлемой частью которого является автоматизация рабочих мест диспетчеров с выходом в интернет и специальным программным обеспечением. Среди прочих предложений, озвученных на совещании, - создание цифрового «двойника» теплосети, который дает возможность прогнозировать состояние трубопровода и возможные дефекты и передавать информацию на пункт управления.
Иван Болтенков в ходе совещания отметил необходимость выстраивания единой цифровой системы, которая включила бы в себя все элементы автоматизации производства и сбора данных с приборов учета. Создание такой системы будет способствовать переходу к новой экономике и отвечать приоритетам ТЭКа – цифровизации, энергосбережению и экономии.
«Пока у нас нет единой системы, в которую были бы упакованы все цифровые сервисы и IT-блоки ТЭКа. Хотя в этом направлении сделано немало, некая разрозненность присутствует до сих пор. У компании должен быть цифровой двойник, чтобы потребители имели возможность пользоваться нашими сервисами 24/7, причем многоканально. Мне видится правильным и целесообразным делать это с крупной компанией, и мы готовы обкатать успешные разработки Ростелекома», - сказал Иван Болтенков.
Пилотным районом, в котором можно было бы протестировать цифровые продукты, может стать Кронштадт, где запланирована модернизация двух ЦТП.
Добавим, тема сотрудничества с «Ростелекомом» в сфере цифровизации прозвучала чуть позже – на совместном заседании президиумов Общественной организации и Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» по теме: «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: реализация в Санкт-Петербурге». Заседание 12 сентября вел президент СПП СПб Анатолий Турчак, перед началом заседания он представил Союзу нового руководителя ГУП «ТЭК СПб» Ивана Болтенкова.
Участвовавший в заседании Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком», вице-президент РСПП, председатель Комитета РСПП по цифровой экономике, призвал компании сотрудничать с «Ростелекомом» во внедрении цифровых продуктов и сервисов для достижения цифровой трансформации, в частности теплоэнергетической отрасли, и участия в развитии цифровой экономики страны в целом. ГУП «ТЭК СПб» инициативно приступил к предметным переговорам с Ростелекомом по внедрению цифровых продуктов в производственную и управленческую деятельность предприятия, двигаясь в общем тренде цифровизации отрасли, и рассчитывает уже в ближайшей перспективе запустить пилоты по ряду направлений.
Добавим, у «Ростелекома» и ГУП «ТЭК» есть опыт взаимодействия, в том числе и в рамках подписанных в октябре 2018 года соглашений по развитию цифровых продуктов и сервисов.
«Сейчас мы работаем над решениями по информационной безопасности на объектах ТЭК, решениями по энергоэффективности, развитием цифровой платформы, которая в дальнейшем поможет в трансформации промышленных предприятий теплоэнергетической отрасли. Безусловно, «Ростелеком» заинтересован во взаимодействии по направлению цифровизации и с другими энергосетевыми компаниями СЗФО», - сказал Алексей Нестеров, директор по проектам МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».