Все сайты ТЭК
Горячая линия: (812) 601-93-93
Кабинет абонента Кабинет застройщика

Для физических лиц, МКД которых находится в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб». В общем случае Вам доступна следующая информация:

  • о договорах теплоснабжения ИКУ и установленных общедомовых узлах учета;
  • о задолженности ИКУ перед ГУП «ТЭК СПб»;
  • о плановых отключениях МКД.

 

В случае наличия прямого договора с ГУП «ТЭК СПб» в дополнение к ранее указанному Вы сможете:

  • посмотреть информацию по Вашему лицевому счету;
  • передать показания приборов учета ГВС;
  • произвести оплату за ГВС и отопление;
  • посмотреть историю показаний ИПУ ГВС, оплаты и распечатать квитанцию;
  • обратиться в ГУП «ТЭК СПб» с письменным заявлением.

 

Для юридических и физических лиц, у которых заключен договор теплоснабжения с ГУП «ТЭК СПб». В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ АБОНЕНТА доступны:

  • информация о договорах теплоснабжения, показаниях узлов учета и контактных лицах по договорам
  • информация по начислениям и расчетам за поставленную тепловую энергию
  • сведения о текущей дебиторской задолженности

 

Для физических лиц реализована возможность осуществления платежа по договору.

 

Для юридических и физических лиц, желающих заключить договор теплоснабжения, в личном кабинете абонента доступны:

  • подача заявки на заключение договора на пуско-наладочные работы,
  • подача заявка на заключение договора постоянного теплоснабжения.

Для юридических и физических лиц, заключивших или желающих заключить договор на технологическое присоединение к тепловым сетям.

Здесь Вы можете получить технические условия подключения, подать заявку на подключение к теплоснабжению, контролировать ход рассмотрения заявки и ход выполнения работ по подключению, подать заявку на заключение договора на пуско-наладочные работы и договора постоянного теплоснабжения."

Горячая линия: (812) 601-93-93
<< Меню
19.04.2018

Единая теплосетевая организация Санкт-Петербурга: преимущества, перспективы, проблемы, текущее состояние.

О том, зачем нужна единая теплосетевая организация, какие проблемы решит консолидация теплосетевых активов, что делает город и какова роль 

ГУП «ТЭК СПб» в этом процессе, рассказывает заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам предприятия Даниил Карпин.

Даниил Карпин

- Даниил Михайлович, начнем с того, в каком состоянии находится сейчас теплосетевое хозяйство города. Что обуславливает необходимость реформы?

-  Основным объектом инженерно-технического обеспечения систем теплоснабжения Санкт-Петербурга, наряду с энергоисточниками, являются тепловые сети.  Через них тепловая энергия от источников генерации: котельных
и ТЭЦ – передается  потребителям. Всего в Петербурге около 7750 км тепловых сетей диаметром от 50 до 1400 мм. Свыше 4500 км сетей или 55% от общей протяженности тепловых сетей эксплуатирует ГУП «ТЭК СПб». По сетям
ГУП «ТЭК СПб» обеспечивается  более 40% тепловых нагрузок потребителей Санкт-Петербурга. В зоне обслуживания АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (Общество) находятся 2490 км тепловых сетей или 32% всех тепловых сетей города. При этом через тепловые сети Общества обеспечивается целых 45% тепловых нагрузок потребителей города, поскольку все они в основном присоединены
к крупным ТЭЦ ПАО «ТГК-1».

Стоит отметить, что доля сетей, которые находятся в эксплуатации свыше
25 лет и нуждаются в первоочередной замене, в зоне ГУП «ТЭК СПб»
составляет 22%. И этот показатель на протяжении последних нескольких лет
не изменяется.

Другая ситуация складывается с тепловыми сетями АО «Теплосеть
Санкт-Петербурга». В 2010 году, когда создавалась эта организация, доля ее сетей, отслуживших свой нормативный срок, была около 21%. Но на сегодняшний день
в зоне ответственности Общества таких трубопроводов уже около 45%. То есть, износ тепловых сетей, нуждающихся в замене, за это время увеличился более, чем
в два раза.

- Что стало причиной этому?

- Не секрет, что устанавливаемых органами регулирования тарифов на передачу тепловой энергии недостаточно для того, чтобы обеспечивать реконструкцию/замену тепловых сетей в необходимых объемах. Поэтому без поддержки собственников или акционеров содержание их в надлежащем состоянии и сокращение износа практически невозможно. В случае с АО «Теплосеть
Санкт-Петербурга» предполагалось, что его основные акционеры будут поддерживать свое дочернее предприятие и выделять на реконструкцию тепловых сетей достаточно средств. Поначалу так и было, но потом ситуация изменилась.
В последние годы в реконструкцию тепловых сетей АО «Теплосеть
Санкт-Петербурга» дополнительные средства акционерами не выделялись, что
неизбежно и привело к столь существенному росту доли изношенных тепловых сетей.

- Каким образом ГУП «ТЭК СПб» удается решать данную ситуацию?

- Во-первых, при формировании и утверждении инвестиционной программы предприятия уже несколько лет акцент делается на ремонте и реконструкции именно тепловых сетей. Во-вторых, собственник имущества государственного предприятия – Санкт-Петербург достаточно системно поддерживает ГУП «ТЭК СПб» в этом вопросе, предусматривая выделение бюджетных средств
на  проведение реконструкции тепловых сетей предприятия в рамках Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга. Таким образом, последние годы предприятию удается за счет всех источников финансирования реконструировать
не менее 135 километров трубопроводов в год.

В то же время, следует отметить, что такие темпы перекладки позволяют
ГУП «ТЭК СПб» лишь сдерживать темп роста доли изношенных тепловых сетей, находящихся в эксплуатации предприятия. Для того, чтобы начать реально сокращать долю этого износа, необходимо реконструировать более 190 километров тепловых сетей предприятия в год.

- Как поможет создание ЕТСО решить эту проблему?

- Не просто создание ЕТСО, а ЕТСО, находящейся в собственности государства – Санкт-Петербурга. Очевидно, что даже очень крупный бизнес
не заинтересован и не может надлежащим образом содержать и эксплуатировать тепловые сети в существующих условиях тарифного регулирования. Сегодня,
по сути, деятельность по передаче тепла – это не «бизнес», а социально-ответственная задача (миссия), которая под силу только государству. Нельзя забывать, что исторически существующая система теплоснабжения
в Санкт-Петербурге является централизованной: тепло и горячая вода вырабатываются на ТЭЦ и котельных и через многокилометровую систему трубопроводов передаются в многоквартирные дома и производственные здания. Повышенная же изношенность тепловых сетей грозит возможными технологическими инцидентами и перерывами в теплоснабжении потребителей, приводит к серьезным потерям при транспортировке тепла, вообще может представлять угрозу для жизни, здоровья, имущества горожан. Таким образом, именно поддержание теплосетевого хозяйства в надлежащем состоянии позволит обеспечивать жителей города надежным и бесперебойным теплоснабжением, а это, в моем понимании, и есть та социально-ответственная задача, выполнение которой
в существующих условиях под силу только государству.

- А городу это тоже очевидно?

- Безусловно. Поскольку уже достаточно давно стало понятно, что частный бизнес не готов вкладываться в теплоэнергетическую инфраструктуру
в необходимых объемах, еще в марте 2016 года после ряда крупных инцидентов
на тепловых сетях АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» Законодательным Собранием Санкт-Петербурга было принято обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой оказать содействие в возвращении в собственность
Санкт-Петербурга теплосетевых активов Общества. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в свою очередь, также приняли согласованное решение о необходимости консолидации теплосетевых активов под контролем Санкт-Петербурга, был провозглашен курс на создание ЕТСО.

- Что дает городу и его жителям консолидация теплосетевых активов
на его территории, кроме необходимости вкладывать немалые бюджетные средства в поддержание этого имущества в надлежащем состоянии?

- В первую очередь, Санкт-Петербург получит контроль над техническим состоянием всех тепловых сетей на территории города. Это важный аспект энергетической безопасности его жителей. Появится возможность рационально планировать и формировать адресную программу реконструкции сетей с учетом понимания технического состояния всего объема городских трубопроводов. Город сможет финансировать на законных основаниях эту программу за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в необходимых для обеспечения надежного
и бесперебойного теплоснабжения объемах. Более того, станет возможным формулировать, а самое главное – реализовывать повышенные требования
к надежности теплоснабжения (например, строительство там, где это целесообразно и необходимо резервных тепловых сетей).

Кроме того, собственник ЕТСО Санкт-Петербург – сможет разумно и в рамках закона выполнять еще одну государственную задачу: по сдерживанию роста тарифов, имея ввиду, что этот рост неизбежно «бьет» по конечным потребителям – горожанам. В конечном итоге ЕТСО должна стать государственной гарантией надежности и качества теплоснабжения его жителей.

Также поставленная на федеральном уровне задача по переходу от открытых
систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) к закрытым системам станет более управляемой и решаемой.   

- А что тогда будет с источниками теплоснабжения, находящимися
в собственности города? Наверняка, денег на все не хватит?

- Позиция ГУП «ТЭК СПб» по данному вопросу озвучивалась неоднократно: городу следует сосредоточиться именно на тепловых сетях, создании ЕТСО,
а генерацией тепла может заниматься и крупный бизнес, так как данная деятельность преимущественно является экономически целесообразной.

Исторически так сложилось, что строительство источников тепловой энергии на территории Санкт-Петербурга производилось не на основе рыночных механизмов. Отсюда возникла проблема избыточности теплогенерации в некоторых зонах, что не позволяет максимально эффективно использовать потенциал
ТЭЦ и котельных. Если же управление генерацией тепла, развитие источников генерации будет происходить на конкурентном рынке, то вопросы неэффективности и избыточности, о которых я сказал выше, будут решены достаточно оперативно игроками данного рынка.

Кстати, от этих решений должен «выиграть» и конечный потребитель тепла, так как тепло, вырабатываемое на ТЭЦ, существенно дешевле производимого
на большинстве котельных.

- То есть ГУП «ТЭК СПб» готово отказаться от своих котельных?

- ГУП «ТЭК СПб» – это государственное предприятие, подведомственное городскому Правительству, поэтому самостоятельно отказываться ни от чего
не собирается и не может. Однако если реформа теплоэнергетики Санкт-Петербурга будет развиваться по сценарию, который мы сейчас обсуждаем, то «держаться»
за свои теплоисточники предприятие не будет, а готово сосредоточиться
на деятельности по транспортировке тепла и эксплуатации тепловых сетей. Вообще теплоисточники ГУП «ТЭК СПб» – это  серьезный актив, который может быть использован городом для снижения финансовой нагрузки в ходе реализации реформы. Например, часть источников может быть обменена на тепловые сети
АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», часть выставлена на продажу, а полученные средства могут быть направлены на масштабную реконструкцию тепловых сетей ЕТСО. Другая часть энергоисточников может быть передана в концессию. Варианты есть.

- А кто же тогда будет заниматься сбытом тепловой энергии, отвечать
за ее реализацию потребителям?

- Я считаю целесообразным сохранить функцию сбыта тепловой энергии
за ЕТСО. Это повысит предсказуемость  и стабильность на рынке предоставления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге, а также даст возможность городским структурам контролировать работу с дебиторской задолженностью всех категорий потребителей на всей территории  города.

На мой взгляд, крупным производителям тепла, да и не только крупным, вообще не выгодно заниматься сбытом: содержать огромные сбытовые подразделения, постоянно выбивать всеми возможными способами долги
с потребителей, в том числе управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. А с учетом внесения последних изменений в Жилищный кодекс и перехода на так называемые «прямые договоры» между РСО и населением вообще большой вопрос:  «плюсы» или «минусы» принесут эти изменения теплоснабжающим организациям
в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

При таких обстоятельствах владельцам источников генерации целесообразней сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве тепла, заниматься решением вопросов надежности, эффективности, оптимизации производства.
При этом, имея в качестве покупателя тепла городскую ЕТСО, не иметь никаких проблем с расчетами за производимое тепло. Разве это плохо?  

В то же время возможен, конечно, и вариант создания совместной энергосбытовой компании с участием генерирующих компаний и  ЕТСО, и вариант присвоения статуса единой теплоснабжающей организации теплоснабжающим организациям
по соответствующим зонам теплоснабжения.

- Понятно, в общем, варианты тоже есть. Что конкретно уже сделано,
и что делается сейчас в этом направлении?

По поручению курирующего Комитета ГУП «ТЭК СПб» в 2016 году был проведен анализ вариантов консолидации теплосетевых активов предприятия
и АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» и их последствий.  

На основании представленного ГУП «ТЭК СПб» аналитического отчета разработан План мероприятий по консолидации теплосетевых активов 
под контролем Санкт-Петербурга путем приобретения акций АО «Теплосеть
Санкт-Петербурга». План был согласован всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и утвержден вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным и председателем Комитета по энергетике  и инженерному обеспечению Андреем Бондарчуком в декабре 2016 года.

- Что значилось в этом плане, и был ли он выполнен?

- Был предусмотрен ряд последовательных этапов по подготовке
и проведению сделки по приобретению Санкт-Петербургом акций АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» в собственность Санкт-Петербурга. Планировалось полностью завершить процесс к 1 марта 2018 года. К сожалению, на стадии оценки
акций Общества и согласования основных параметров сделки процесс затормозился.

- Почему это произошло?

- ГУП «ТЭК СПб» в реализации данного Плана практически не участвовало, переговоры проводились исполнительными органами государственной власти – это их полномочия.  По-моему, как и в 2013-2014 годах, стороны не смогли договориться о цене сделки.

- И на этом все дело остановилось?

- Не совсем. Вице-губернатором Игорем Николаевичем Албиным в том
же декабре 2016 года было дано поручение Комитету по тарифам Санкт-Петербурга и Комитету по энергетике и инженерному обеспечению разработать «дорожную карту» по созданию ЕТСО, а также проанализировать тарифные
и бюджетные последствия реформы.  

В рамках выполнения этого поручения в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ был проведен открытый конкурс, и сегодня эксперты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (победителя конкурса) выполняют работы по оценке последствий реформы теплоснабжения с учетом создания ЕТСО Санкт-Петербурга. В срок до 8 июня 2018 года соответствующий аналитический отчет должен быть представлен
и согласован.

- И все-таки, по Вашему мнению, насколько реформа необходима?
Не пострадают ли в результате ее проведения интересы ГУП «ТЭК СПб»?

- Конечно, реформа нужна. ГУП «ТЭК СПб» всецело поддерживает решение, принятое  органами государственной власти Санкт-Петербурга по ее проведению,
готово выполнять любые поручения и делать все от него зависящее в пределах своих полномочий.

Вместе с тем, мы сожалеем, что процесс идет так медленно, потому что предприятие понимает: текущая ситуация в конечном счете отражается
на надежности теплоснабжения жителей Санкт-Петербурга, а ведь именно организация и обеспечение бесперебойного и надежного теплоснабжения горожан
и есть та важная задача, ответственность за выполнение которой возложена
на государство.

Предприятие не лоббирует какие-либо другие интересы, для нас даже
не принципиально, чтобы ЕТСО создавалась именно на базе ГУП «ТЭК СПб». Конечно, предприятие доказало, что является эффективной теплоснабжающей организацией, способной справиться с любыми дефектами, любой сложности
и на любых сетях. Но в конечном итоге, решение о том: как, в какой форме
и как скоро будет создана и начнет функционировать новая единая теплосетевая организация Санкт-Петербурга, остается за исполнительными органами государственной власти.  

 


Биография

Карпин Даниил Михайлович родился в 1978 году в Ленинграде. Имеет два высших образования по специальностям «Юриспруденция» и «Финансы и кредит». Свою юридическую карьеру начал в 1999 году юрисконсультом. С 2002 по 2014 годы работал в Комитете финансов Правительства Санкт-Петербурга. В августе 2014 года назначен заместителем генерального директора по правовым и корпоративным вопросам ГУП «ТЭК СПб».
Сообщить об ошибке
Вход в личный кабинет Жителя

Регистрация

Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Уважаемые посетители!

Портал находится в стадии информационного наполнения.

Если Вы заметили ошибку или неточность, сообщите об этом по адресу электронной почты portaltek@gptek.spb.ru

Если Вы не нашли нужной Вам информации, возможно, она находится на старой версии официального сайта ГУП «ТЭК СПб» http://gptek.spb.ru/

Все замечания и предложения по работе портала можно направить по адресу portaltek@gptek.spb.ru

Часто задаваемые вопросы Оплатить
Передать показания
Помощник подключения
Помощник подключения к теплоснабжению
У Вас есть договор теплоснабжения?